РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

Предупреждение неблагополучия в семье

   Семейное неблагополу­чие порождает массу проблем в развитии детей, их поведении, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентации и угрожает жизни и здоровью детей.

Неблагополучные семьи подразделяются на семьи:

   — с явной (открытой) формой неблагополучия;

   — со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные).

   Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, родители ведут аморальный,  противоправный образ жизни. Жилищно-бытовые условия такой семьи не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

   К этой же категории семей можно отнести и конфликтные семьи, которым присущи супружеские скандалы, грубость, взаимные угрозы, оскорбления, разрушенное чувство любви, уважения, долга, ответственности, частое нарушение детьми норм поведения.

   Семейные конфликты провоцируют у ребенка внутриличностные проблемы:

   эмоциональную нестабильность,

   неуверенность в себе,

   тревожность,

   замкнутость,

   отчужденность.

   Социализация ребенка деформируется, он усваивает сценарий конфликтного поведения для воспроизведения его в будущих семейных отношениях и отношениях с другими людьми.

   Вторую группу со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные) представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания детей, на первый взгляд, незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, такие семьи оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).

   Отличительной чертой всех неблагополучных семей является жестокое обращение родителей со своими детьми. Если в семьях с открытой формой неблагополучия, жестокость по отношению к ребенку и пренебрежение его основными нуждами  хорошо видны окружающим, то  в семьях со скрытой формой подобное обращение с ребенком тщательно скрывается длительное время. Однако в том и другом случае последствия такого обращения со стороны родителей для развития ребенка одинаковы — отставание в физическом, интеллектуальном развитии, нарушение эмоционально-волевой сферы.

Основные причины семейного неблагополучия и их профилактика

   В последние годы все чаще исследователи, изучающие проблемы современной семьи, говорят о том, что происходит падение педагогического потенциала семьи, престиже семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье. Можно констатировать, что налицо признаки дезорганизации семьи, кризисности современного этапа её развития, увеличение количества неблагополучных семейных союзов.

   В нашем обществе одной из ведущих причин семейного неблагополучия является алкоголизм одного или обоих родителей.  

   В семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей:

   недостаточная забота;

   неправильный уход и питание;

   физическое и сексуальное насилие;

   игнорирование душевного мира и переживаний

   Следствием этого является чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.

   Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него.

   Потребности ребенка в такой семье удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме, поэтому он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, следствием чего является закономерное желание привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения.

   Своеобразным индикатором психологического климата семьи является эмоциональное состояние и поведение матери. Утрата ею моральных принципов — всегда деструктивный, разрушительный процесс, как для себя самой, так и для других.

   Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка в неблагополучной семье, является созависимость матери. Созависимая жена, поглощенная заботой о пьющем муже, забывает о детях, которые больше, чем муж, нуждаются в ее участии и поддержке. Свое предназначение она видит в том, чтобы в одиночку «тащить семейный воз»: изо всех сил стремится содержать в порядке дом, одеть и накормить детей, но эмоционально остается для них недоступной. Вся ее энергия ушла на решение бытовых проблем, а просто на то, чтобы выслушать ребенка или побыть с ним рядом, у нее не остается ни времени, ни сил. Это ей кажется второстепенным.

   Значительную долю семейных проблем составляют внутрисемейные конфликты. Сложно объяснить одной или двумя причинами конфликты в семье. Как правило, их гораздо больше, они могут накапливаться годами, зависеть как от внутренних особенностей  семьи, личностных качеств её членов, так и от внешних причин – ситуации в обществе.

   Чаще всего конфликты в семье вызывают пьянство и алкоголизм, аморальное поведение членов семьи, материальные и жилищные проблемы, несовместимость интересов и целей сторон, совместное проживание нескольких поколений в стесненных условиях, вмешательство родственников в жизнь семьи, неправильное воспитание детей, развод, смерть  одного из супругов, вступление в повторный брак.

   Ни одна семья не может обойтись без конфликтов, это обычное явление. При возникновении конфликтов в семье больше всего страдают дети. Если в асоциальной семье конфликт оказывает прямое отрицательное воздействие на ребенка, то в благополучной семье – косвенное, изменяя личность ребенка. Возможны три варианта развития событий:

   ребенок становится свидетелем родительских размолвок, скандалов, нападок друг на друга;

   ребенок превращается в «громоотвод» — объект эмоциональной разрядки обоих родителей;

   ребенок делают инструментом в разрешении конфликта.

   В первом случае  ссоры родителей могут привести к отчуждению ребенка, вызвать чувство неприязни к родителям, потерю ребенком ощущения надежности и защищенности в семье, следствием чего является наличие у детей страхов, ночных кошмаров. Ребенок может замкнуться в себе.

   Во втором случае ребенка кидают из одной крайности в другую: от гиперопеки к вседозволенности. Малыша стараются привлечь на свою сторону, ограничить  его общение с другим родителем. Негативное отношение к ребенку, завышенные или заниженные требования не позволяют ему адекватно оценить свое поведение и отношение с окружающими, травмирует психику.

   В третьем случае ребенок живет не своей жизнью, а разрывается между родителями. Вместо поисков взаимопонимания родители нередко призывают принять сторону одного из них. Ради его поддержки родители пускают в ход любые средства – подарки, обещания. Это может привести к эмоциональным расстройствам (беспокойство, пониженное настроение, нарушение сна и аппетита, непослушанию, протесту, агрессии). Ребенок теряет ориентиры, привыкает манипулировать людьми в своих интересах. Любые семейные конфликты провоцируют внутриличностные проблемы у детей:

   эмоциональную нестабильность,

   неуверенность в себе,

   тревожность,

   замкнутость, отчужденность.

   Социализация ребенка деформируется, он усваивает сценарий конфликтного поведения для воспроизведения в его будущих семейных отношениях и отношениях с другими людьми.

   Таким образом, ребенку, чтобы защититься, приходится принимать на себя какую-либо роль. Ролевые функции детей — это реакция на стресс, каким является проблемы в семье.

   Описаны три основных роли, которые могут брать на себя дети.

   «Герой семьи», ответственный ребенок. Этот ребенок с высокими достижениями в учебе, уделяющий мало внимания своим интересам, на первое место он ставит интересы других. Может быть лидером в классе, компании, активен в ситуациях, требующих быстрых действий. Содержит свои вещи в порядке. Часто это старший ребенок в семье.

   «Проблемный ребенок». Использует негативные формы поведения для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоционально отвергнутым, своим поведением бросает вызов семье. Как сам, так и его друзья, часто попадают в трудные ситуации. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих алкоголь, наркотики.

   «Потерянный». Держится изолированно от всей семьи, живет фантазиями, проводит время в одиночестве за тихими занятиями, сильно страдает от одиночества. Родители считают, что он не нуждается во внимании, так как сам может позаботиться о себе. Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудности считает менее важными, чем трудности других, уступчив. По мере взросления может приобщаться к употреблению наркотиков и алкоголя с целью достижения психологического комфорта.

   Все хорошее и плохое закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни складывается, главным образом, из того, в чем ребенок подражает взрослым, и что взрослые культивируют в нем. Поэтому влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико.

   Каждый ребенок с самого раннего возраста ждет участия родителей в своих проблемах и трудностях, рассчитывая на их поддержку, понимание и любовь. Однако родительскую любовь взрослые понимают по-разному. Для одних это неусыпный контроль, для других — постоянное выражение нежности, для третьих — материальное обеспечение, для четвертых — предоставление неограниченной свободы. Поэтому многие родители не могут понять, почему, несмотря на любовь, у них нет контакта с детьми,  и все их воспитательные усилия оборачиваются поражением. В понимании детей чрезмерная строгость и требовательность родителей, особенно матери, чаще всего, ассоциируется с равнодушием и отвержением, что может породить чувство неполноценности и ожидание того, что кто-то их все-таки поймет и полюбит («комплекс феи»).

   В настоящее время еще одним источником неблагополучия является педагогическая несостоятельность родителей,  которая характеризуется:

   низкой педагогической культурой;

   провоцированием неуважения ребенка к общественным требованиям;

   грубостью ребенка;

   неповиновением;

   отчуждением ребенка от коллектива, семьи.

   В таких семьях родители имеют недостаточный уровень развития, не способны помогать детям в учебе, все усилия родителей направлены только на поддержание материального благополучия. Из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль, например, дворовым компаниям. Такие семьи — источник безнадзорности детей и подростков.

Организация работы по раннему выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении. Реализация мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки
Скачать
Памятка для классного руководителя
Скачать

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:



Вернуться в раздел РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

Соседние подразделы:
ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПАМЯТКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Сайты правозащитных организаций: Детский правовой сайт http://www.mir.pravo.by Сайт правовой информации в Беларуси http://www.pravo....
Подразделы: РЕКОМЕНДАЦИИ (3).
РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Родительский университет Уважаемые законные представители учащихся!...
ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ
Школа – это важное связующие звено от детского возраста к молодости и зрелости, от того, как научатся дети общаться друг с другом и представителями других поколений, зависит, как они смогут...
Школа Правового Просвещения
Правовое просвещение направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой...
Нормативные правовые документы
Вы были перенаправлены на мобильную версию. Ссылка на полную версию находится внизу сайта.
ПАМЯТКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯСайты правозащитных организаций: Детский правовой сайт http://www.mir.pravo.by Сайт правовой информации в Беларуси http://www.pravo....
Открыть раздел ПАМЯТКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИШкола – это важное связующие звено от детского возраста к молодости и зрелости, от того, как научатся дети общаться друг с другом и представителями других поколений, зависит,...

Открыть раздел ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ
Школа Правового ПросвещенияПравовое просвещение направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой...

Открыть раздел Школа Правового Просвещения
Закон Республики Беларусь от 30 июня 2022 г....
Открыть раздел Нормативные правовые документы
ОДНО ОКНОГРАФИК ПРИЕМА ГРАЖДАН ПО ЛИЧНЫМ ВОПРОСАМ АДМИНИСТРАЦИЕЙ СУДКОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Фамилия, имя, отчество, должность Дни и часы приема Место приема ЧЕРЕПЯНКО Елена Станиславовна,...
Открыть раздел ОДНО ОКНО
Государственный школьный стандартГосударственный школьный стандарт (скачать) Одобрено постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 10.05.2022 № 4....
Открыть раздел Государственный школьный стандарт
Цели и задачи Основными задачами учреждения образования являются:...

Открыть раздел Об учреждении
Учителям Успех ребенка в первую очередь зависит от взрослых, которые окружают его заботой и вниманием....
Открыть раздел Учителям
СПППСоциально-педагогическая и психологическая помощь Если вы берете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше....
Открыть раздел СППП
Пункт корекционно-педагогической помощи В школе функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи (далее ПКПП), который располагается на втором этаже в кабинете учителя- дефектолога....

Открыть раздел Пункт корекционно-педагогической помощи
Память и боль белорусской землиНа оккупированной фашистами территории Белоруссии фашистами было создано более 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей....

Открыть раздел Память и боль белорусской земли
2024 ГОД КАЧЕСТВАПрезидентом Республики Беларусь подписан Указ № 375, согласно которому в Республике Беларусь 2024 год объявлен Годом качества в целях дальнейшего повышения качества жизни белорусского...

Открыть раздел 2024 ГОД КАЧЕСТВА
Информация Министерства образования Ответы на вопросы по организации питания в учреждениях образования ССЫЛКА https://edu.gov....
Открыть раздел ПИТАНИЕ
Со 2 января 2023 г. вступил в действие с дополнениями и изменениями Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (ред....
Открыть раздел Электронное обращение
Академией образования разработано пособие в трех частях серии «Основы функциональной грамотности» для педагогических работников учреждений дошкольного образования....
Открыть раздел Функциональная грамотность
Республиканский конкурс «Открываем Беларусь» проводится с марта по октябрь 2024 года на призы Республиканского совета по исторической политике при Администрации Президента...
Открыть раздел РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС "ОТКРЫВАЕМ БЕЛАРУСЬ"
The LineAct Platform